Как персонализация может изменить вашу личность в Интернете

Где бы вы ни находились в Интернете, кто-то пытается персонализировать вашу виртуальную жизнь. Ваши предпочтения предсказываются, ваши намерения и мотивации прогнозируюся. Тостер, на который вы мельком взглянули на три месяца назад в интернет-магазине, продолжает возвращаться с раздражающим постоянством в рекламных блоках на любой странице. Вы можете пытаться не замечать их, но даже игнорируя этот факт, вам нужно помнить – это не улица с односторонним движением. На самом деле, безличная механика некоторых систем виртуальной персонализации не только влияет на то, как мы видим мир, но и то, как мы воспринимаем себя.

Это происходит каждый день со всеми нами, пока мы в сети. Facebook News Feed специально разработан для создания индивидуального контента, «наиболее интересующего» каждого отдельного пользователя. Механизм рекомендаций OLX использует отслеживание поисковых запросов, чтобы предлагать соответствующие продукты. Google настраивает результаты поиска и многое другое: например, приложение Google Now стремится «предоставить вам информацию еще до вашего запроса». Такие системы персонализации не просто нацелены на обеспечение соответствия пользователям: через целевые маркетинговые стратегии, они также приносят прибыль многим бесплатным веб-сервисам.

Возможно, самой известной критикой этого процесса является теория «пузыря фильтров» Илая Парайзера. Эта теория утверждает, что персонализация может негативно повлиять на опыт веб-пользователей. Вместо того, чтобы просматривать универсальный, разнообразный контент, люди получают алгоритмически просчитанный материал, соответствующий их ранее существовавшим интересам. Пузырь фильтра создает проблему выбора: путем ограничения доступа к сложным и разнообразным точкам зрения, когда пользователи не могут участвовать в коллективных и информационно насыщенных дискуссиях.

Попытки найти подтверждение теории “пузыря фильтров” дали разрозненные результаты. Некоторые исследования соглашаются с тем, что персонализация действительно может привести к «близорукому» взгляду на некоторые темы. Другие исследования, все таки, уверенны, что в разных контекстах персонализация помогает пользователям находить разноплановую информацию. С точки зрения Тани Кант (университет Сассекса), персонализация влияет не только на то, как мы видим мир, но и на то, как мы видим себя. Более того, влияние персонализации на наши личности может быть не связано с фильтрами “пузыря информации”, потому, что в некоторых случаях онлайн-персонализация не совсем «личная».

Отслеживание данных и предварительное просчитывание пользователя
Чтобы понять это, нужно рассмотреть, как осуществляется онлайн-персонализация. Хотя системы персонализации отслеживают наши отдельные поиски в Интернете, они не предназначены для идентификации нас как индивидуальных лиц. Вместо этого, эти системы сопоставляют интересы и привычки пользователей в реальном времени с массовыми наборами данных и ищут шаблоны и корреляции между активностью виртуальных личностей. Найденные шаблоны и корреляции затем переводятся обратно в категории идентичности, которые мы можем распознать (например, возраст, пол, язык и интересы) и в какие мы вписываемся. Фактически, это массовые шаблоны для предоставления соотносимого контента, а значит, персонализация основана на довольно обезличенном процессе.

Когда теория пузыря фильтров впервые появилась в 2011 году, Парайзер утверждал, что одной из самых больших проблем персонализации является то, что пользователи не знают о происходящем. В настоящее время, несмотря на протесты об считывании данных, многие пользователи знают, что их отслеживают в обмен на использование бесплатных сервисов, и что эта информация используется для создания персонализированных форм. Однако гораздо менее ясны особенности того, что персонализируется, как и когда.

В поиске “личного”
Исследования Тани Кант показывают, что некоторые пользователи предполагают довольно глубокое внимание к их виртуальной активности. Как пример, можно привести реакцию женщин-пользователей на рекламу продуктов для похудения в Facebook,  когда после ее просмотра у себя на странице, они предположили, что социальная сеть, анализируя их аккаунт, определила их вес как избыточный или требующий определенной физической активности.  Объявления про потерю веса были доставлены в основном женщинам в возрасте 24-30 лет и женщины, не зная о безличной природе некоторых систем персонализации, сделали ошибочные выводы о собственном состоянии. Это наглядный пример, как такого рода целевые сообщения могут иметь пагубное влияние на человеческое восприятие: грубо говоря, эти женщины должны иметь избыточный вес, потому что Facebook говорит им, что он есть.

Это не просто целевая реклама: исследование, проведенное с 18 и 19-летними пользователями Google Now, обнаружило, что некоторые участники действительно верили, что Google предлагает им рекламные посты с предложениями о работе, поскольку знает о том, как они когда-то лгали о возрасте в своих учетных записях YouTube. Конечно, это небольшое исследование не отражает точку зрения всех пользователей Google Now, но свидетельствует о мнении большинства касательно практически безошибочных предложений Google Now.

Реальность намного более безлична: Google Now прогнозирует контент по отношению к своему «среднестатистическому пользователю». Для него все пользователи интересуются спортом и любят путешествовать. И даже, если личные предпочтения человека не совпадают с предлагаемой информацией, мы не подвергаем сомнению предположения социальных платформ и поисковых систем. Мы доверяем Google в том, как должен выглядеть наш личный опыт.

Это усреднение нашего Я довольно опасно. В современном мире, где общие стереотипы и нормы манипулируют нашим сознанием, нам нужно быть более внимательными, чтобы не пойти на поводу у алгоритма виртуального мира и не стать этим среднестатистическим пользователем, бездумно поглощающим предлагаемую ему информационную выжимку.

Прочитайте оригинальную статью на https://theconversation.com

Comments are closed.